Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи была начата около 1288 года.

Это главный храм ордена францисканцев, расположенный в городе Ассизи (Италия). Храм, построенный в XIII веке, является, по сути, двухэтажным. Верхний ярус, который принято называть Верхней церковью , — это видимая часть здания, возвышающаяся на холме, в то время как Нижняя церковь скрывается в его толще и рядовой застройке монастыря.

Две сцены в верхнем ярусе церкви, посвящённые истории Исаака и Иакова долгое время относили к работам неизвестного мастера, Мастера Исаака . Эти сцены основательно отличаются своими художественными достоинствами от других фресок Сан Франческо. Композиционное построение, живость персонажей, тонкая моделировка с помощью светотени, всё позволяло говорить о появлении принципиально нового направления в живописи того времени.

По Вазари именно Джотто по заказу главы ордена францисканцев Джованни Муровале создал сцены из жизни святого Франциска в верхней церкви в Ассизи. Цикл из эпизодов был создан в довольно короткий срок — два года.

Система росписей Верхней церкви в Ассизи, связная и органичная в своем целостном комплексе, с самого начала должна была завершаться фресками на темы жизни Святого Франциска, написанными на низкой стене, выступающей вперед по отношению к уровню, на котором располагаются фрески, которые мы рассматривали до сих пор. Все вместе отвечает плану, естественному и последовательному с точки зрения не только иконографической, но и декоративной. Во всей Верхней церкви ни одно изображение не повторяется, за исключением Распятия, которое уже будучи включено в сцены, помещенные в нефе, представлено затем еще два раза, симметрично, на восточных стенах трансепта; но в этом случае повторение сделано намеренно и предусматривалось изначально. Об этом свидетельствует тот факт, что два изображения повторяются в том же положении и в Нижней церкви.
1 сцена: Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Святому Франциску

Первая фреска цикла, посвязенного жизни Святого Франциска, изображающая сцену Предсказания юродивым грядущей славы молодому Святому Франциску, была, вероятно, написана последней. На пространство первого компартимента должна была прийтись балка иконостаса, от котого остался фрагмент. В результате между первой и второй сценами возникли разительные отличия. В Предсказании грядущей славы молодому Святому Франциску живописная ткань смягчается, переходы становятся более плавными, в особенности одежды приобретают насыщенную воздухом бархатистую консистенцию, особенно выделяется крайняя фигура справа. В этой фреске проявился решительный разрыв Джотто с византийским символизмом - предже всего это изображение современной ему итальянской архитектуры.


2 сцена: Дарение плаща бедному дворянину

Сцена Дарение плаща бедному дворянину была хронологически выполнена первой, и характеризуется кристаллически прозрачной живописью, с почти металлическими рефлексами.
Настроение подчеркивается и пространственным окружением: на заднем плане изображены два горных склона, сходящиеся в центральной точке картины, там, где стоит Франциск. Каменистый пейзаж - византийское наследство - образованный грядами скал, на которых приютились группы домов, окружает фигуры на фреске. Слева виден Ассизи, опоясанный зубчатыми стенами, с церковью Сан Дамиано за воротами, силуэтами домов-башен и крышами на абстрактном голубом фоне.
«И когда восстановились его силы, и он вышел, по обычаю надев красивую новую одежду, ему повстречался некий воин, прежде прославленный, а теперь обнищавший и бедно одетый, и он был поражен пылким состраданием к нищете этого человека и тут же, разоблачившись, отдал ему свою одежду, тем самым в одно мгновение исполнив две обязанности милосердия: прикрыл позор достойного воина и облегчил нужду бедного человека»
3 сцена: Сон Святого Франциска о дворце
«В ту же ночь, погрузившись в сон, он по милости Божией увидел огромный и пышный дворец с множеством воинского оружия, украшенного знаком креста Христова, и так было ему предуказанно, что милосердие, которое он во имя любви к Вышнему Царю оказал бедному солдату, будет оплачено ни с чем не сравнимой наградой. Он стал спрашивать во сне, чей это дворец и откуда он взялся, и услышал ответ и подтверждение свыше, что все это будет принадлежать ему и его воинству»
Как и в предыдущей сцене Джотто утверждает свою манеру изображения тканевых драпировок: складки одеяла, укутывающе ноги спящего переданы невероятно реалистично для того времени. Как и в других сценах, изображающих сновидения, иинтерьер алькова изображен так подробно и тщательно, что заставляет предположить, Джотто изобразил что это современную ему обстановку спальни.


4 сцена: Распятие из Сан Дамиано
«И вот однажды он вышел в поле поразмыслить и в размышлениях своих дошел до церкви святого Дамиана, обветшавшей и почти развалившейся от крайней старости, и вошел в нее, воспламенившись духом, для молитвы, и когда он распростерся перед образом Христа, дух его получил в молитве немалое облегчение. Глазами, полными слез, взирал он на крест Господень, и тогда с креста раздался голос, трижды провозгласивший (а он внимал эти словам телесным ухом): «Ступай, Франциск, отстрой дом мой, - ты видишь, он почти разрушился!» Кроме Франциска, в церкви в тот час никого не было, он содрогнулся и замер, и когда он постиг сердцем, что внимал самому Христу, он лишился памяти и упал без чувств»
В сцене Распятия из Сан Дамиано церковь с Распятием на алтаре и молодой коленопреклоненный Святой Франциск образуют две составные части этой истории, словно они были совершенно отделены друг от друга. Церковь Сан Дамиано, передана в ракурсе наглядно воссоздающем ее разрушенное состояние. Святотй Франциск символически находится внутри церкви, поскольку совершенно не соотносится с ней в масштабах. Примечательно, как Джотто подчеркнул в этой сцене обращение Христа к Франциску с креста: распятие наклонено в сторону Франциска.
5 сцена: Святой Франциск отказывается от имущества

«Уже отобрав у него деньги, все-таки попытался отец, родивший сына по плоти, отвести его на суд к епископу этого города, чтобы под рукой епископа он объявил, как поступил он с отцовским достатком и чтобы возвратил все, что захватил. Истинный же последователь бедности с готовностью согласился на это испытание и, представ перед епископом, не потерпел никакой задержки, и сам ни в чем не промедлил, не ожидал ни слова епископа, ни его знака, но тут же снял с себя все одежды и передал их отцу. И все увидели, что под тонкими одеждами муж Божий носил на нагом теле власяницу. И тогда, опьяненный небывалой отвагой и пылким духом, он сорвал с себя даже подштанники и предстал перед всеми обнаженный, сказав отцу так: «До сих пор я звал тебя отцом на земле, теперь же я могу с уверенностью говорить: Отче наш, сущий на небесах!» [Мф. 6: 9], ибо Ему я вверяю все мои сокровища и на него возлагаю все надежды». Епископ, увидев это и восхитившись все превосходящим усердием человека Божия, поднялся ему навстречу и с рыданием заключил его в свои объятия, распознав в нем мужа доброго и благочестивого. Он прикрыл его наготу своим плащом и велел слугам принести для Франциска что-нибудь, чем он мог бы одеть свое тело, и они принесли ему дешевый и плохонький плащ, принадлежавший какому-то земледельцу из числа услуживших епископу, и Франциск принял его с радостью, и, прежде чем надеть, осенил его знаком креста, превратив это одеяние в покров для распятого человека и для нагого бедняка»
Вся композиция разделена на две части, это противопоставление двух фигур усиливается двумя группами фигур за спиной у каждого из главных действующих лиц - богатого отца и добровольно обрекающего себя на бедность сына.В Отказе от имущества очень правдиво изображены эмоции отца: его патриархальное достоинство, и гнев выраженный в напряженном лице, в том, как он подобрал одежду, собираясь броситься на сына, и особенно в откинутой для удара руке, удерживаемой его другом, и ее сжатом кулаке.
6 сцена: Явление во сне Иннокентию III Святого Франциска, поддерживающего церковь

Именно сцена сна папы Иннокентия III содержит самое впечатляющее лицо всего цикла - это лицо Святого Франциска, поддерживающего Церковь.Святой Франциск на этой фреске подобен титану, поддерживающего своими плечами готовое рухнуть здание, динамизм построения композиции сна, напряженная поза Святого Франциска являет контраст пассивности фигуры спящего Иннокентия III. Когда Святой Франциск со своими первыми одиннадцатью братьями пришел в Рим чтобы представить папе строгий устав нового ордена, Иннокентий III был смущен столь тяжелыми обетами монахов-францисканцев. Он отослал их, велев молиться Богу, пока совет кардиналов будет рассматривать их устав. Накануне совета Иннокентию III приснилось, что Латеранский собор начал рушиться, к нему подбежал человек в нелепой одежде и поддержал его, подставив плечи, которые вдруг стали исполинскими. Первосвященник едва поверил своим глазам, когда, увидев изнуренное, излучавшее свет лицо бедняка из Умбрии, узнал человека из его сна.
7 сцена: Утверждение устава францисканского ордена

Примечательно расположение коленопреклоненных монахов позади Святого Франциска рядами, уходящими в глубину. До Джотто участники многофигурных сцен всегда располагались горизонтальными рядами параллельно живописной поверхности.Кардиналы, сидящие вокруг папы, смотрят на Святого Франциска в ошеломлении. Никогда не слышали они, чтобы столь и простыми и дерзкими словами говорили о Боге и о душе, а все же ни проповедь, ни устав его ни в чем не противоречила Писанию. Устав был одобрен.
8 сцена: Чудесное явление Святого Франциска братии

"Перед лицом этой героической святости Бог не замедлил явить Свое присутствие через чудо, показав, сколь угодны Ему Франциск с собратьями. Однажды, когда Святой поднялся в Ассизи, чтобы после молитвы в соборе обратиться к народу, Господь погрузил его в экстаз. Одновременно братья, находившиеся в Ривоторто, увидели его на блистающей колеснице, от которой во все стороны исходил сверхъестественный свет; колесница трижды объехала небольшой их домишко, после чего исчезла из виду. Сердца их исполнились священного восторга, они благословили Господа, Который таким образом прославил своего раба Франциска" .

9 сцена: Видение небесных престолов

Как-то поздним вечером в Треви святой вошел в заброшенную церковь. Он решил провести здесь ночь и попросил своего спутника, брата Пачифико, оставить его одного, вернуться в больницу для прокаженных, а на следующее утро придти за ним в церковь. Святой Франциск очень дорожил свободой и ночами, которые посвящал беседам со Всевышним, но на сей раз в этой заброшенной церкви нечистый использовал против него весь свой арсенал мерзких видений. Чтобы избавиться от них, святой вышел из церкви, перекрестился и приказал дьяволу именем Божиим оставить его в покое. На рассвете брат Пачифико застал Франциска на коленях перед алтарем. Пачифико тоже стал молиться, но на хорах, и вот напротив Распятия он увидел райскую сферу и множество сияющих престолов. Один из них был выше других и искрился самоцветами. И голос сказал ему

«Брат Пачифико, брат Пачифико, этот престол был Люциферов, а будет смиренного Франциска».

Видение исчезло, и еще не пришедший в себя Пачифико приблизился к учителю и упал у его ног, как перед святым, сложив руки крестом на груди:

— Отец, отец, прости меня и моли Бога о мне.

Милосердно и мягко святой Франциск поднял его с колен. Брат Пачифико, все еще восхищенный в Боге, спросил его каким-то далеким голосом:

— Что ты о себе думаешь, брат?

— Ах, — отвечал без промедления Франциск, — мне кажется, что нет большего грешника на всем белом свете.

— Вот подтверждение виденного тобой. Место, что было отнято у Люцифера за его гордость, будет принадлежать этому человеку за его смирение.

10 сцена: Изгнание демонов из Ареццо

Как-то раз он не мог войти в Ареццо — там не на жизнь, а на смерть сражались враждовавшие партии, а из окон лилось кипящее масло — и остановился в поле, около города. Ясные глаза его видели невидимое, и он увидел бесов, в ликовании натравливавших горожан друг на друга. Тогда он сказал брату Сильвестро, который был вместе с ним:

— Пойди к воротам и именем Всевышнего прикажи бесам немедленно выйти вон.

Святой Франциск возложил эту обязанность на брата Сильвестро, ибо считал, что священник сумеет изгнать бесов лучше него. Брат Сильвестро покорно послушался и закричал у ворот города, населенного бесами:

— Именем Бога и отца нашего Франциска, заклинаю вас, бесы, изыдите все!

И тогда Франциск увидел, как бесы уносятся с башен и дымовых труб, словно полчище летучих мышей; а в городе тотчас же утихли страсти, души успокоились, и воцарился мир. Были ли это настоящие бесы? Они ли мучили Ареццо? Во всяком случае, это были дьявольские силы, а молитва святого прежде, чем проповедь, помогла рассеять их.

В фреске Изгнание демонов из Ареццо в привлекает внимание огромный город на возвышенности - сплошного нагромождения домов, башен, гребней крыш и открытых террас на крышах - тесного и лишенного пространства.


11 сцена: Испытание Святого Франциска огнем перед султаном

Святой Франциск Асизский, следуя за Христом, хотел следовать за Ним до конца, в глубине души надеясь окончить свою земную жизнь мученичеством.

В 1219 г. он решил отправиться с проповедью Благой Вести к мусульманам и прибыл в Египет, где в это время находилась армия крестоносцев.

Он обратился к кардиналу Пеладжио Галвани, папскому легату в Святой Земле с тем чтобы тот позволил проповедовать султану. Кардинал, не желавший брать на себя ответственность за их жизнь, сперва отказал, но, побежденный его мольбами, отпустил Франциска с товарищем, сказав им: «Старайтесь держать сердце и разум ваш всегда обращенными к Богу, ибо лишь Он один может спасти вас. И помните о том, что не я вас послал на это».

Христиане, напуганные ненавистью сарацин, обеспокоились. «Не ходите, не ходите! — говорили крестоносцы. — За голову христианина у них платят один золотой бизант».

Святой Франциск перекрестился и вместе с братом Иллюминато, ступил на территорию врага, распевая псалом Давида: «Если я пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною».

На дороге они увидели двух овец, которые брели им навстречу и воодушевленный Франциск сказал товарищу:

— Брат мой, доверься Богу, ибо в Евангелии сказано: «Я посылаю вас,как овец среди волков».

Как только они пришли в сарацинский лагерь, их схватили, связали и избили, и блаженный Франциск, возрадовавшись этому, думал: «Вот чудесное начало»; но, решив обратить Мелек-эль-Камела, закричал: «Султана, султана!» — и сарацины, подумав, что у него есть послание для их повелителя, или что он хочет сделать ему признание, провели его в шатер.

— Вы пришли просить мира, или же вы хотите сделаться почитателями Аллаха? — спросил султан, смерив взглядом двух странных пришельцев.

И человек Божий с уверенностью ответил:

— Я послан Всевышним, а не человеком мира сего. Я должен наставитьтебя и народ твой на путь истинный во имя спасения душ ваших, а кроме того, открыть тебе истину Евангелия о Христе — и прочел ему проповедьстоль вдохновенно, что султан, умный и образованный араб, слушал его свосхищением, и рассудил, что этот бедняга-христианин достоин украситьего двор, известный своими мудрецами.

И султан предложил Франциску остаться с ним, ибо добродетель святого Франциска была столь велика, что всякий, кто узнавал его, будь то даже сарацин, уже не мог себе представить жизнь без него. Вдохновленный Богом, Франциск ответил:

— Если ты хочешь обратиться в христианскую веру и обратить в нее народ твой, я охотно останусь с тобой. Если же ты сомневаешься в том, стоит ли тебе оставить веру в Магомета ради веры в Христа, то прикажи разжечь большой костер, а мне и магометанским священнослужителям войти в огонь, и избери веру того, кто выйдет живым из погребального костра.

Если бы султан был древним тираном, он с удовольствием, развлечения ради, устроил бы это испытание огнем, но он был разумен, а кроме того, увидел, что кое-кто из его мудрецов, услыхав это предложение, попросту сбежал, и ответил так:

— Боюсь, что ни один из служителей Аллаха не подвергнет себя такойопасности ради нашей веры.

Святой Франциск предпринял последнюю попытку:

— Хорошо, ради того, чтобы ты уверовал, я брошусь в огонь, и если сгорю в нем, то знай, что я поплатился за грехи мои, если же я останусь невредимым, ты признаешь Христа истинным Богом и Спасителем мира.

Тогда султан, который никогда прежде не встречал человека, готового ради его души броситься в огонь, предложил ему золота, серебра, шелков и других драгоценностей, и велел ему выбрать все, что ему угодно. Конечно, святой Франциск отверг эти дары, к величайшему изумлению султана, который желая испытать его до конца, предложил ему всяческие почести и удовольствия, но Франциск с твердостью отвечал отказом на все соблазны.

И тогда Мелек-эль-Камел созвал влиятельных и набожных придворных, чтобы спросить их о двух пленниках, и те сказали, что им следовало бы отрубить голову, не испытывая при этом никакой жалости, ведь в своих проповедях они выступают против магометанского закона, султан же, как страж этого закона, не должен позволять богохульства.

— Господа мои, — сказал Египетский султан двум братьям, — мудрецы советуют мне казнить вас, но я никогда не обрек бы на смерть тех, кто готов отдать жизнь за спасение моей души.

Итак, он отпустил их, снабдив фирманом о том, что святой Франциск и его братья могут беспрепятственно проходить через все сарацинские земли.

11 сцена: Экстаз Святого Франциска
"... несколько дней спустя они вернулись в дом того человека, и он стал из любопытства смотреть, что делает Франциск среди ночи; и он увидел его в молитве, а затем увидел, как святой в экстазе поднялся над землей, и был окружен ослепительным светом. И почувствовал тот человек нестерпимый небесный жар, который пробудил в нем желание подражать образу жизни малых братьев"
13 сцена: Торжественное празднование Рождества в Греччо

Франциск понимал, что если бы все люди имели в своем сознании реальный и ясный образ Спасителя, они любили бы Бога на деле, а не на словах. Вернувшись из крестового похода, вспоминая о Святых Местах, он думал, как возродить веру, и решил, что помочь тут могут не одни лишь проповеди, — надо воссоздать некоторые события из жизни Христа. Это отвечало не одной лишь его апостольской цели, но и настоянию его души, которая стремилась воплотить в действие мысль об истинной любви.

Приближалось Рождество 1223 года и святой Франциск, всегда с особенным трепетом преклонявшийся перед тайной детства Христова, вспоминал Вифлеем в скиту Фонте Коломбо. Там и сказал он Джованни Велита, терциарию знатного происхождения, своему другу и почитателю (а они были у него повсюду):

— Мессер Джованни, если ты поможешь мне, в этом году мы отпразд нуем самое прекрасное Рождество, какое только можно представить себе.

— Я охотно помогу тебе, отец, — ответил тот.

— В одном из твоих лесов, — сказал Франциск, — окружающих скит Греччо, есть пещера, похожая на Вифлеемскую. Я хочу воссоздать Рождество и собственными глазами увидеть нищету, в которой Младенец Иисус вошел в мир, лежал в яслях между осликом и волом. Я имею позволение Святого Отца воссоздать это во славу Рождества Христова.

— Я понял, — сказал Джованни. — Предоставь это мне, отец мой.

В рождественскую ночь на колокольнях Реатинской долины звонили еще громче, чем обычно, и жители округи, привлеченные невиданным празднованием, спешили по каменистым тропам из деревень, из замков и дальних хуторов в морозной, но ясной ночи; спешили, как Иудейские пастухи, почтить младенца.

А в это время из Фонте Коломбо, Поджо Бустоне, других мест шли колонны францисканцев с зажженными факелами, и любопытствуя, и восторгаясь, с литанией на устах. Когда они вошли в пещеру, приготовленную мессером Джованни Веллита, как замыслило вдохновение святого Франциска, то встали, словно завороженные. Вот ясли и солома, а выше — камень для мессы, вот вол и ослик, но нет ни Младенца, ни Пречистой Девы, ни Иосифа, ни ангелов. Их заменил святой Франциск. В торжественном облачении дьякона читал он Евангелие столь дивным, чистым и мелодичным голосом, что все этой великой ночью подумали о горах Иудеи и о Славе Небесной. Потом он заговорил о рождении нищего Царя с таким чувством и жаром, что охваченная восторгом толпа почувствовала, будто ее отнесло на тринадцать веков назад, к началу нашего Искупления.

Ночь была праздничной, весь лес сиял и пел, и казалось, что Младенец Христос вернулся на землю. Одному человеку удалось увидеть Его. На соломе, пустовавшей оттого, что не было на ней Сына Человеческого, блаженный Франциск увидел новорожденного, такого белоснежного и холодного, словно он мертв. Он взял его, прижал к сердцу, согрел отеческим теплом, и младенец ожил, открыл глазки протянул ручки к бледному лицу Своего бедняка. А святой Франциск заговорил так, что все расплакались, и если голос его дрожал от слез, то слова его возродили в сознании людей Младенца Иисуса, словно он присутствовал среди них. Руки Франциска держали Его, глаза — видели, и сердце святого полнилось любовью и благодарностью.

14 сцена: Чудесное открытие источника

Святой Франциск особо почитал Св. Михаила Архангела, и в его честь он соблюдал особый пост, сопровождаемый молитвой, с пятнадцатого августа до двадцать девятого сентября, на которое и приходится праздник св. Михаила Архангела. В 1224 году, когда, постоянно продвигаясь вперед по пути святости, он достиг такой высоты, что его тело и душа жили только с Богом, и величайшая скорбь для него отождествлялась с совершенной радостью, когда, устранившись даже от дел Ордена, он думал уже лишь о подготовке к смерти, он решил провести праздник Успения и пост св. Михаила на Берне, дикой горе, подаренной благочестивым графом Орландо. Он избрал трех спутников: брата Массео, брата Анджело и брата Леоне; назначил гвардианом и старшим брата Массео, самого сведущего в практических делах, и сказал: «В этом походе мы будем соблюдать обычай, т. е. читать положенные молитвы, говорить о Боге или хранить молчание, и не будем думать о еде, питье и сне. И только когда придет время позаботиться о ночлеге, мы вкусим немного хлеба, остановимся и отдохнем в том месте, которое Господь для нас приготовит».

Братья, привыкшие к такого рода путешествиям, приняли предложение учителя, перекрестились и отправились в путь. Тропинка, ведущая вверх, становилась все круче и извилистей, и святой Франциск падал от слабости. Они нашли для него осла, которого привел горец, с душою очерствевшей, как его скалы. По дороге, отчасти от тяжелого подъема, отчасти из-за жары, горца охватила безумная жажда, и он запричитал, что умрет, если не напьется. Святой Франциск, который не мог спокойно видеть даже страданий паука, слез с осла, встал на колени, простер руки к небу и не сдвинулся с места, пока не почувствовал снизошедшей благодати. Тогда он сказал горцу: «Беги вниз, к той скале, и там найдешь воду живую, которую Господь, по милосердию Своему, исторг из камня». Жаждующий горец побежал вниз и, окуная губы в ключевую воду, почувствовал, как иная волна омывает его душу. Это была благодать Божья и доброта святого Франциска, доброта, исторгающая слезы из каменных сердец.

Эта фреска расположена непосредственно у главного входа, поэтому в течение веков она значительно пострадала от климатических условий. Отдельные ее части (например, лицо Св. Франциска) и в основном краски сильно стерлись, поблекли.

Каменистый пейзаж - византийское наследство - впервые находит свое воплощение в столь объективированных формах именно в цикле фресок Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, среди них Чудесное открытие источника, Дарение плаща бедному дворянину, Стигматизация. Резко освещенный сверху крутоступенчатый скалистый пейзаж с находящимися на разных уровнях фигурами передает глубину пространства. Впервые в исскустве Средневековья пейзаж так реалистичен.
15 сцена: Проповедь птицам

Неоднократно Святой Франциск проповедывал животным и птицам-сестрам. Однажды он прочел замечательную проповедь:

Сестрицы мои птички, — сказал он, — вы — любимицы нашего Создателя, Господа Бога, и потому всегда должны прославлять Его, ибо Он сохранил род ваш в Ноевом ковчеге и дозволил вам летать, куда вам угодно, отдав вам в распоряжение чистое небо.

Птицы обернулись в его сторону с деревьев, кустов, лугов и изгородей и внимательно его слушали, вытянув шейки и склонив головки, словно были наделены разумом.

— Птички, сестрицы мои, — продолжал святой, и они внимали ему, — прославляйте же Бога, ибо вы не сеете и не жнете, а Всевышний дает вам реки и источники, чтобы вы утоляли жажду, высокие деревья, чтобы вы вили гнезда, горы и долины для отдохновения вашего. Вы не прядете и не шьете, и Всевышний одевает вас и детей ваших в теплое платье из перьев, пригодное ина лето, и на зиму. Смотрите же, как любит вас Создатель, но опасайтесь,сестрицы мои, греха неблагодарности и всегда прославляйте Бога.

Птицы, кивая головой, открыв клюв и распахнув крылья, сперва запищали вразнобой, потом громко защебетали, словно огромный хор, — так ответили они согласием на слова святого. Франциск же в изумлении радовался; он ходил среди них и задевал их полой, но ни одна из них не испугалась, ни одна не улетела. Наконец, он поднял руку для благословения и позволил им улететь.

Братья, задрав головы, дивились этому чуду, и думали о том, что их учитель — истинный святой, раз он умеет говорить с тварями Божьими и вдыхать в них душу.

— Какую прекрасную проповедь ты прочел птицам, — сказал брат Массео.

— А какую прекрасную проповедь прочли они нам,— ответил святой Франциск. — Мы должны проповедовать крест Христов во всех четырех сторонах света и жить как птицы небесные, ничем не владея в этом мире и посвящая нашу жизнь лишь Промыслу Божьему.

Тишина на фреске становится сверхъестественной. Здесь персонажами являются также только две человеческие фигуры, но Франциск изображен не в центре и не лицом к зрителю, а, скромно повернутый боком, на краю картины. Глубоко растроганный, он беседует с птицами. Эта картина - непревзойденное изображение поэзии средствами изобразительного искусства.
16 сцена: Смерть дворянина из Челано
"Франциск, прибыв в Челано, чтобы проповедовать там, был остановлен неким дворянином, скромно, но настойчиво звавшим его разделить с ним трапезу. Франциск извинялся и отказывался, но в конце концов, был побежден его доводами. Час обеда настал и стол был накрыт. Хозяин был счастлив, и вся его семья радовалась гостям, пришедшим вкусить обед вместе с ними. Франциск же поднялся, устремил взор в небеса и сказал дворянину: «Брат хозяин, я пришел в твой дом по твоим молитвам, чтобы обедать с тобой, но слушай же внимательно меня сейчас, ибо суждено тебе будет обедать не здесь, а в другом месте. Иди и исповедуйся как можно быстрее, и не оставь ничего в тайне из того, что бы ты приберег для последнего исповедания. Господь воздаст тебе сегодня, за то, что ты принял его людей в своем доме с такой любовью». Прислушавшись к его святым словам, дворянин позвал священника, сопровождавшего Франциска, и исповедался ему. Он привел свой дом в порядок и стал ждать, когда свершится по слову святого. И когда все сидевшие начали есть, дворянин перекрестился и протянул руку к хлебу. Но прежде чем он прикоснулся к нему, его голова упала и дух покинул тело" .
Персонажи сцены далеки от византийской традиции: у них приземистые тела, круглые, а не удлиненные лица, правильный разрез глаз.
17 сцена: Проповедь перед папой Гонорием III

Представ перед ним, Франциск рассказал о том видении, какое ему было в Порциунколе и о желании привести души в рай.

— На сколько лет ты просишь эту индульгенцию?

— Святой Отец, — отвечал Франциск, — не годы мне потребны, а души. Просьба было необычной. Такая индульгенция давалась только тем, кто, взяв крест, отправлялся в крестовый поход — освобождать Гроб Господень. И все же Папа, несмотря на возражения курии, дал индульгенцию. Франциск, ликуя, уже собрался удалиться:

— Послушай, простец, — сказал ему Папа, — куда же ты идешь без документа, удостоверяющего наше разрешение?

— Святой Отец, мне довольно вашего слова. Мне не нужно бумаг. У меня вместо бумаг — Пресвятая Дева Мария, вместо нотариуса — Христос, вместо свидетелей — ангелы.

Джотто наделяет Святого Франциска на своих фресок достоинством, спокойствием и самообладанием, эмоции разных персонажей отчетливо выступает с предельной убедительностью.Жест Святого Франциска, который некоторым может показаться вульгарным, бесспорно не считался таковым во времена Джотто. Эта живая непосредственная манера указывать на что-либо рукой с оттопыренным большим пальцем вновь повторяется в известнейших живописных произведениях.



Фрески в нижней церкви Сан Франческо на тему молодости и распятия Христа выполнены мастерской Джотто гораздо позднее, в 1315—1320 годах. Фрески на средокрестном своде нижней церкви (1308—1328) впервые приписал Джотто Вазари. Они посвящены прославлению добродетелей святого Франциска, восстановителя евангельских норм.

Аллегорические фрески изображают Послушание, Благоразумие и Смирение. Венец цикла — Прославление святого Франциска, где святой вступает в Царствие Небесное. Исследователи отмечают необычный, очень светлый колорит фресок, который достигается тончайшей градацией жёлтого, розового и зелёного цветов.

Доселе мы с вами осматривали в Болонье исключительно церкви, во многом это объяснялось предпочтениями автора. Но каким был религиозным фанатиком не был автор, он не в силах забыть о том, что Болонья - это прежде всего город университетский. Более того, Болонский университет - старейший в христианской Европе, его основание относят аж к 1088 году. Теперь, напомнив об университетской славе города, могу честно признаться, что самой запоминающейся чертой Болоньи для меня стали даже не знаменитые портики, а памятники глоссаторам (https://en.wikipedia.org/wiki/Glossator , есть русская версия) - средневековым знатокам римского права. Уж сколько я повидал в жизни старинных памятников бандитам с большой дороги королям и принцам, жертвам ПГМа преподобным мужам и женам, тупым солдафонам грозным полководцам а вот средневековые монументы в честь ученых доселе мне не попадались. Итак, мы с вами отправляемся в западную часть исторической Болоньи, на площадь Сан-Франческо.


Видите башенки с остроконечными крышами? Все уже, думаю, свыклись с тем, что "парадные" гробницы почему-то называются в Италии "арками". Так вот перед вами арки, в которых покоятся глоссаторы.

Движемся слева направо.

Здесь захоронены сразу два прославленных юриста - Аккурсий (https://en.wikipedia.org/wiki/Accursius) и его сын Франческо (https://en.wikipedia.org/wiki/Franciscus_Accursius).

Следующая арка принадлежит Одофердо (Одофредусу, https://en.wikipedia.org/wiki/Odofredus):

Третья арка - это гробница Рональдино деи Романци:

Романские львы занимают особое место в моем сердце, а поэтому еще два снимка последней арки:


Заметили, как пусто на улице? А ведь снято всё вечером 2 января, в праздничный день...Дело в том, что дождь шел весь день, и туристы, которыми кишела Болонья, предпочитали бродить по тем улицам, где можно было укрыться под портиками. Я был одним из немногих героев, что решился "выйти в поле")))

Арки глоссаторов стоят позади еще одной большой болонской церкви - Сан-Франческо. Благочестивым моим читателям сообщаю, что из всех храмов центра Болоньи по воскресеньям здесь служат самую раннюю мессу - в 7-30 (в Сан-Петронио первая месса - в 8-00, в соборе - в 8-30). Поскольку на воскресенье у меня был запланирован большой выезд с нечестивым паломничеством в Бризигеллу и честнЫм - в Форли, мне нужно было уехать пораньше, так что пришлось забить на Сан-Петронио и пойти к францисканцам))) Коль уж речь зашла о благочестии, публично покаюсь в том, что в эту поездку я практически все храмы посещал, не снимая перчаток. И даже фотографировал в них же (пришлось научиться этому). А в Сан-Франческо я и в литургии принимал участие в перчатках, а снял их только перед причастием. В свое оправдание скажу, что было жутко холодно, и, самое главное, cosi fan tutti e tutte (так поступали все - и мужчины, и женщины).

Базилика Сан-Франческо была построена в 1236-1263 годах, имя архитектора остается предметом дискуссии. В 1796 году республиканцы церковь закрыли и использовали для различных гражданских нужд, фасады и интерьер серьезно пострадали. После изгнания Наполеона храм вновь стал действующим, а в 1886-1906 годах был отреставрирован. Во Вторую Мировую войну Сан-Франческо пал жервтой бомбардировки; нынешний вид - это плод послевоенного восстановления.


Справа к базилике примыкает большой клуатр; в бывшем монастыре нашлось место и каким-то гражданским службам, и францисканцам.

Обратите внимание на мраморные барельефы, обрамляющие центральный портал; они, как утверждается, аж VIII (восьмого!!!) века.


Меня немного напрягает такая датировка, уж большо хороши барельефы для лангобардской работы.

Об интерьере я вновь спою привычную песню. В болонских церквах туристов не любят: внтури или темно, или нельзя снимать, или то и другое вместе. Сан-Франческо относится к церквам первого типа: там просто не включают свет. Посему моих снимков нет, да и в Вики их немного.

Готическое ретабло в пресвитерии выполнено в 1388-1392 годах Пьерпаоло Мазенье (Pierpaolo dalle Masegne). Уж простите, но лучшей фотографии у меня для вас нет:

В одной из капелл амбулатория можно найти (вот уж неожиданность!) гробницу папы Александра V (1409-1410), до избрания именовавшегося Петр Филарг, уроженца Крита. Правда, царь-то ненастоящий папа этот в XX веке волшебным образом стал антипапой.

Как вы помните, в истории Римской церкви была Великая схизма, когда в течение нескольких десятилетий существовало две противоборствовавшие линии пап - в Риме (Урбан VI, Бонифаций IX, Иннокентий VII и Григорий XII) и в Авиньоне (Климент VII, Бенедикт XIII). Все это время понтифики клялись своим кардиналам и миру, что приложат все усилия для примирения. Но время шло, никаких положительных сдвигов не наблюдалось, и в итоге бОльшая часть кардиналов Рима и Авиньона бросила своих пап, собралась в Пизе на собор и объявила там о низложении упорных Григория XII и Бенедикта XIII. После этого римская кафедра как будто бы освободилась, и на нее выбрали Петра Филарга, который и стал Александром V. Но желаемого всеобщего воссоединения и примирения не получилось, теперь уже трое пап - римский, авиньонский и пизанский - считали себя преемниками святого Петра. Как вы опять-таки помните, дело кончилось Констанцским собором, во время которого римский папа от трона отказался, пизанского - судили и низложили, а авиньонского - низложили заочно, после чего был избран -наконец-то! - единый папа Мартин V.

Но Александр V к тому времени был уже в раю - он умер 3 мая 1410 года как раз в Болонье. Его преемником в "пизанской линии" стал Бальтазар Косса - Иоанн XXIII (тот самый, который продал материалы со стройплощадки Сан-Петронио). Вплоть до XX века официальный список римских понтификов того периода выглядел так: сначала шли папы "римской линии" (Урбан VI, Бонифаций IX, Иннокентий VII и Григорий XII); затем считалось, что Григорий XII был низложен в Пизе, и на кафедре сменяли друг друга Александр V и Иоанн XXIII; потом же утверждалось, что Иоанна XXIII сместили в Констанце. Именно в таком порядке эти понтифики изображены в римской базилике святого Павла за стенами. Но в 1958 году папой стал Анджело Ронкалли, взявший себе имя Иоанна XXIII, которое уже ранее носил Бальтазар Косса, и официальную историю пришлось переписать: сейчас Григорий XII считается законным папой вплоть до Констанцского собора, а его преемником называют Мартина V. Т.о., Александр V (Петр Филарг) и Иоанн XXIII (Бальтазар Косса) посмертно стали антипапами.

Меня, как всегда, занесло в исторические дебри, а ведь можно было просто показать вам гробницу Александра V.

Сан-Франциско начинался как город авантюристов, одержимых блеском Золотой лихорадки и возможностью мгновенного обогащения. Из небольшого поселения Йерба-Буэна он разросся до крупного современного города, который сегодня привлекает тысячи туристов.

К сожалению, все, что было построено до 1906 года, практически не сохранилось. В результате масштабного землетрясения старый Сан-Франциско перестал существовать. Зато постепенно стал появляться новый – с великолепными площадями, деловыми кварталами и огромными парками.

В городе много удивительных мест – это и Пирс 39 с колонией калифорнийских львов, обосновавшихся прямо в городской черте, и загадочный остров-тюрьма, и группа чудом уцелевших викторианских особняков. Одним словом, каждый сможет найти достопримечательность по вкусу.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Сан-Франциско?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Главная транспортная артерия Северной Калифорнии и узнаваемый символ Сан-Франциско. Мост Золотые Ворота был открыт для движения в 1937 году. Конструкция полюбилась не только автомобилистам, пешеходам и велосипедистам. Многие кинорежиссеры снимали Золотые Ворота в своих фильмах. Грандиозные летящие пролеты красного цвета можно увидеть в фильмах «Интервью с вампиром», «Терминатор 4», «Супермен» и других. Мост был построен по проекту Д. Стросса, И. Морроу и Ч. Эллиса. Длина конструкции – 2737 метров, ширина – 27 метров.

Бывшая тюрьма на острове в заливе Сан-Франциско. Это место прославилось тем, что здесь под строжайшей охраной содержались известные и особо опасные преступники. До самого закрытия в 1963 году ни одному человеку не удалось совершить побег из Алькатраса и выжить. В 1969 году остров заняли индейские вожди, протестовавшие против правительства и считавшие, что американцы силой оккупировали их законные земли. В настоящий момент Алькатрас превращен в музей.

Исторический общественный транспорт, который начал функционировать в 1873 году. Канатный трамвай движется подобно фуникулеру по канатной дороге, то есть двигатель находится не в самом вагоне, а в депо на подстанции. Сейчас этот транспорт используется больше как туристический аттракцион, однако система способна перевозить до 7 млн. пассажиров в год. В середине XX столетия шла нешуточная борьба за сохранения исторической линии, в итоге, после нескольких реконструкций трамвай было решено оставить.

Одна из центральных площадей Сан-Франциско, расположенная в одноименном районе. Она окружена огромными торговыми центрами, бутиками, отелями, сувенирными магазинчиками, ресторанами, салонами и галереями. Жизнь здесь кипит круглые сутки и не останавливается ни на минуту. Площадь является отправной точкой для знакомства с городом, местные жители назначают здесь свидания и деловые встречи.

Живописная улица, а, точнее, 400-метровый участок автотрассы, расположенный на Русском холме. Ломбард-стрит прославилась тем, что имеет форму извилистой ленты, спускающейся к трассе под довольно крутым углом. Для автомобилей это достаточно сложный участок дороги, для туристов – интересное зрелище наподобие аттракциона. Дорожное покрытие улицы выполнено из красного кирпича, по краям высажены зеленые газоны.

Городской парк с довольно обширной территорией (площадь составляет порядка 400 Га), который начинается в центре города и заканчивается на океанском побережье. Внутри есть искусственные озера, холмы, острова, водопады, дюны, равнины, также имеется несколько музеев. В парке есть все условия для занятий спортом, прогулок, катания на велосипедах и просто спокойного отдыха. По посещаемости «Золотые ворота» уступают только Центральному парку Нью-Йорка.

Группа домов викторианской эпохи, уцелевших после землетрясения 1906 года. Достопримечательность располагается на территории элитного городского квартала Ноб-Хилл. Название «Разукрашенные леди» дома получили благодаря своей архитектуре и яркой наружной окраске, над которой поработал Б. Кардум в 1963 году. Живописные деревянные фасады зданий украшены балконами, башнями, верандами и прочими архитектурными изысками.

Туристический портовый район, который прославился обилием рыбных ресторанов, магазинов, музеев. Отсюда отправляются паромы до Алькатраса, а также проходит линия канатного трамвая. Во время Золотой лихорадки Рыбацкая пристань стала местом обитания неудачливых золотоискателей, которые стали промышлять рыбной ловлей, чтобы хоть как-то прокормиться. На территории района находится Морской исторический парк.

Пристань с большим выбором развлекательных заведений, популярное место отдыха у гостей и жителей Сан-Франциско. Главным аттракционом Пирса 39 является лежбище калифорнийских морских львов. Для животных в воде сооружены специальные деревянные платформы, на которых они отдыхают и греются на солнышке целыми стаями. Всего в районе пирса обитает порядка 1500 львов, впервые они появились в заливе в 1989 году.

Яркий и колоритный китайский квартал с традиционными красными фонариками и пагодами. Чайна-таун – это не только место проживания эмигрантов из Поднебесной, но и популярная туристическая достопримечательность. Район начал формироваться в середине XIX столетия, он стал домом для многочисленных китайских беженцев из провинции Гуандун. За более чем 150 лет истории квартал разросся и обзавелся собственной инфраструктурой.

Небольшой городской район, где проживает большое количество представителей сексуальных меньшинств. На улицах квартала повсюду развешаны радужные флаги ЛГБТ-сообщества. Местные достопримечательности посвящены истории возникновения и развития гей-движения, а также его борьбы за равноправие. Здесь есть «Музей истории ЛГБТ», знаменитый гей-клуб «Твин Пикс» со стеклянными стенами, парк «Розовый треугольник».

Строительство храма началось в 1906 году после землетрясения и продолжалось более 50 лет. Из-за сейсмической неустойчивости территории, архитектором пришлось отказаться от дополнительных элементов украшения фасада, так как они могли разрушиться во время стихийного бедствия. Интерьер собора выполнен в неоготическом стиле с многочисленными витражами, фресками и массивными воротами из бронзы.

Сооружение располагается на берегу искусственного озера. Оно не является дворцом в прямом смысле, конструкция представляет собой открытую арочную колоннаду из белого камня, окруженную живописным парком. На самом деле, Дворец изящных искусств – это более прочная копия экспоната выставки 1915 года, который назывался «Башня самоцветов». Конструкция так полюбилась жителям Сан-Франциско, что они назвали ее дворцом и решили сохранить для города.

Самый крупный музей на Западном побережье Соединенных Штатов и второй по популярности во всей стране. Здесь выставляются работы современных художников, творивших в XX-XXI столетиях. Среди экспонатов есть работы Поллока, Клее, Матисса, Сааринена, Уорхолла и других именитых мастеров. Галерея открылась в 1935 году, в 1995 году для нее было выстроено оригинальное современное здание по проекту М. Ботта.

Интерактивная экспозиция, основанная физиком - экспериментатором Ф. Оппенгеймером в 1969 году. Некоторые посетители называют его «музеем безумного ученого». Сам Оппенгеймер не мог занимать академические должности после обвинения его в антиамериканской деятельности. Он устроился на должность учителя естествознания в средней школе. В это время он совершал множество экспериментов по исследованию свойств среды и материалов, которые и стали заготовками для будущего музея.

Экспозиция располагается на территории парка «Золотые ворота». Ее основателем выступил М. де Янг – журналист местного агентства новостей. В выставочных залах размещается коллекция предметов и произведений искусства, принадлежащих к периоду XVII – XXI вв. – картины, одежда, мебель и прочее. В основном, экспонаты были собраны на территории Северной и Южной Америки, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Музей естественной истории, который одновременно является серьезной научной организацией. Академия была образована в середине XIX столетия. Коллектив занимается просветительской работой, организацией выставок и проводит научные изыскания в различных областях, куда входят морская ботаника, ихтиология, орнитология, палеонтология, антропология и другие дисциплины.

Экспозиция размещается в здании, ранее принадлежавшем Публичной библиотеке. В музее представлены экспонаты, привезенных из различных частей Азиатского региона. Также при галерее открыт магазин, где можно приобрести ювелирные украшения, китайский фарфор, шелк и различные антикварные предметы. По территории музея проводятся бесплатные экскурсии в сопровождении гида.

Музей открылся для посещения в 2009 году благодаря усилиям дочери известного мультипликатора. Здание располагается на территории парка Пресидио. Здесь собрана коллекция личных вещей У. Диснея, его эскизы и наброски, макеты и другие экспонаты. Одна из стен сооружения, где расположилась выставка, выполнена из стекла. Благодаря этому можно любоваться живописными видами залива Сан-Франциско.

Музей, расположенный под открытым небом в заливе. В него входит несколько объектов: библиотека, сам музей, пристань и центр для посетителей. Экспозиция посвящена истории судостроения и мореплавания, а также некоторым событиям военно-морской истории США. На пристани можно посмотреть на исторические суда XIX-XX столетий. В музейной библиотеке хранятся старинные документы – чертежи, архивы и карты.

Здание городской мэрии 1915 года, выстроенное в изящном архитектурном стиле бозар по проекту А. Брауна-младшего. Сооружение венчает монументальный купол, в интерьере преобладает мраморная отделка, в коридорах установлены статуи мэров Сан-Франциско. Для туристов организованы экскурсии по Сити-Холл, либо внутрь можно пройти самостоятельно – в рабочие дни вход бесплатный.

Самый крупный рынок Сан-Франциско, пользующийся большой популярностью среди туристов. Торговые площади располагаются в здании паромного вокзала, которое находится в центральной части Сан-Франциско. Помимо магазинчиков с большим выбором напитков и качественных продуктов, на рынке есть кафе, прилавки с готовой едой и отделения с продукцией местных ферм.

Небоскреб-пирамида, самое высокое здание в Сан-Франциско. Строительство сооружения было завершено в 1970-е гг. В высоту башня достигает 260 метров, в ней помещается 48 этажей, где размещаются офисы и различные торговые помещения. Ежедневно сюда приходит на работу 1,5 тысячи человек. Туристы не могут подняться на вершину башни, так как для свободного посещения открыт только первый этаж.

Сооружение располагается на вершине Телеграфного холма. Башня является архитектурным памятником непростого периода в истории США – Великой депрессии (1930-е годы). Внутри стены постройки расписаны фресками, демонстрирующими актуальные темы тех лет: экономические трудности, безработица, социальный протест. Есть даже рисунки, на которых изображена симпатия к коммунистическим идеям.

Торговый центр и развлекательный комплекс, расположенный в центральной части Сан-Франциско. Интерьер здания выполнен в несколько помпезном для подобного места стиле, многие конструкции украшены позолотой и отделаны мрамором. Внутри ТРЦ размещается более 170 магазинов высшей ценовой категории и несколько дорогих ресторанов. Уэстфилд был открыт в 1988 году.

Бейсбольный стадион, который находится в одном из пригородов Сан-Франциско. Это важный спортивный объект и популярная туристическая достопримечательность. Арена является домашней для команды «San Francisco Giants» (член главной бейсбольной лиги США). AT&T-парк способен принимать не только матчи, он также прекрасно подходит для проведения концертов, фестивалей и других масштабных общественных мероприятий.

Сад в традиционном японском стиле, расположенный в пределах городского парка «Золотые ворота». В 1894 году он был временным экспонатом Всемирной выставки, но потом превратился в постоянный сад. О сквере долгое время заботился садовник-эмигрант из Японии М. Хагивара. Благодаря его трудам, посетители могут любоваться живописными аллеями, пагодами, ручьями, цветущей сакурой, арочными мостиками и каменными статуями.

Холм со смотровой площадкой, откуда открывается захватывающий панорамный вид на город. На склонах находится природный парк. Лучше всего приезжать на площадку перед закатом. В это время солнечные лучи заливают Сан-Франциско золотым светом и яркие блики играют в водах залива. По мнению многих туристов, ни одна смотровая площадка небоскреба не может сравниться с Твин Пикс.

Пляж на берегу Тихого океана, расположенный в западной крайней части парка «Золотые ворота». Вдоль пляжа тянется автомобильная дорога «Great Highway». Вода в этом месте достаточно прохладная, а летом могут быть туманы при температуре всего 9°С. Лучше посещать пляж в конце осени или ранней весной. Оушен-Бич является наиболее привлекательным для серфинга, но зачастую здесь возникают опасные течения.

Небольшой пляж протяженностью 800 метров, расположенный в северо-западной части Сан-Франциско. Он прекрасно подходит для пеших прогулок, барбекю или солнечных ванн, но вода слишком холодная для купания. С пляжа отлично просматривается мост Золотые ворота в обрамлении живописных прибрежных холмов. Бейкер-Бич достаточно популярен среди нудистов, специально для них отведена северная сторона пляжа.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (San Francesco d"Assisi a Ripa Grande in Trastevere ) , расположенная в южной части заречного римского района Трастевере , достаточно скромна и не относится к числу главных архитектурных памятников, однако заслуживает посещения - хотя бы ради капеллы Роспильози-Паллавичини , а также знаменитой скульптуры Бернини «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони » (источник фото: ).

Имеются тут и другие произведения искусства - в основном эпохи барокко, хотя сама церковь возникла еще в средние века. Также храм известен тем, что здесь находится келья святого Франциска , а в одной из капелл похоронен художник Джорджо де Кирико . А еще церковь упоминается Стендалем в новелле «Сан-Франческо-а-Рипа», герой которой становится свидетелем собственных похорон. Сегодня мы расскажем об истории, архитектуре и внутреннем убранстве римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа . Часы работы храма и прочую полезную практическую информацию вы найдете в конце заметки .

История римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа

Примерно в XII веке на этом месте появился комплекс San Biagio de Curtibus - небольшая церковь и приют для неимущих, странников и паломников, построенный близлежащим бенедиктинским монастырем Сан-Козимато (San Cosimato in Trastevere ) (;).

Рядом располагалась набережная Тибра, куда приставали корабли с паломниками, и эта гавань была известна как Porto di Ripa Grande . Набережная именовалась Ripa Romea (дословно ripa переводится как «крутой берег реки»), в отличие от Ripa Greca на противоположном берегу реки, который в средние века использовался торговыми судами .

В 1873 году монастырский комплекс перешел в собственность правительства и был превращен в казармы, а в наши дни используется в качестве офисов несколькими государственными органами (впрочем, часть монастыря возвращена францисканцам). Церковь с 1906 года является приходской.

Архитектура церкви Сан-Франческо-а-Рипа в Трастевере: описание и фотографии

Внешний облик церкви не слишком примечателен. Он относится ко времени перестройки 1675- 1689 годов. Из расчлененного пилястрами фасада в пять осей лишь центральные три оси являются частью собственно церкви, а две боковые секции относятся к монастырским зданиям.

Фасад центрального нефа завершается лучковым фронтоном, а фасады боковых нефов имеют причудливое навершие в виде половинок разорванного фронтона.

Интерьер церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Описание и фотографии внутреннего убранства

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа имеет план базилики. Помимо трех нефов, имеется трансепт и прямоугольная в плане алтарная часть, по ширине совпадающая с центральным нефом. Нефы разделены арками на прямоугольных столбах, а над средокрестием поставлен ложный купол.

План церкви Сан-Франческо-а-Рипа с основными достопримечательностями (на основе ):

Как ни странно для церкви эпохи барокко, ее внутреннее убранство не отличается особой пышностью: в основной части храма нет ни лепнины, ни фресок. Предположительно это объяснятся не дефицитом средств, а сознательным желанием францисканцев выразить приверженность бедности (;).

Доминирующий цвет в интерьере - кремовый.

Главный алтарь

Алтарная часть отгорожена необарочной балюстрадой (1931). Барочный алтарь работы францисканца Секондо да Рома (Secondo da Roma ) датируется 1746 годом и заметно контрастирует со скромным оформлением нефа. Центральная ниша обрамлена колоннами из разноцветного мрамора и яшмы и венчается двумя фигурами ангелов, поклоняющимися голубю Святого Духа. Еще выше - путти с крестом, от которого исходят лучи.

Помещенная в центральную нишу деревянная статуя святого Франциска в экстазе старше остального алтаря и датируется XVII веком (;). Это работа скульптора-францисканца Диего да Карери (Diego da Careri ).

Аллегорические статуи над ведущими в хор дверьми по сторонам алтаря изображают Веру и Любовь (1751, работа Секондо да Рома).

В хоре сохранились подлинные резные сидения из орехового дерева , выполненные в начале XVII века самими монахами. Сам хор в его нынешнем виде создан в 1608 году по проекту архитектора Онорио Лонги (Onorio Longhi ) (как правило, увидеть эту часть церкви нельзя, она заходится за алтарем; там же установлен орган). Из хора можно попасть в сакристию и дальше к коридору и лестнице, ведущей в келью святого Франциска (по запросу).

Правый боковой неф

Первая капелла с правой стороны - капелла Распятия - оформлена по проекту известного итальянского архитектора Карло Фонтана (Carlo Fontana ). Колонны высечены из серого и красного мрамора, а капители имеют непривычный желтый, а не белый цвет (для них использовался желтый сиенский мрамор).

Деревянное распятие XVII века создал монах по имени Анджело да Пьетрафитта (Angelo da Pietrafitta ). На боковых стенах - эпитафии математика и кардинала Микеланджело Риччи (Michelangelo Ricci ) (1697) и Стефано Бранди (Stefano Brandi ) (1794). Бюст Риччи предположительно выполнен известным скульптором Доменико Гвиди (Domenico Guidi ) (;) (источник фото: ).

Между этой и следующей капеллой - эпитафия Микеле Маффеи (Michele Angelo Maffei ) работы известного скульптора эпохи барокко Джузеппе Маццуоли (Giuseppe Mazzuoli ), чьи более впечатляющие произведения мы еще увидим в капелле Петра Алькантрийского . Данный же памятник изображает усопшего в пышном парике по моде того времени. Ниже помещен любопытный череп с крыльями. Портрет очень динамичен: покойный словно выглядывает из овала, отчего создаётся впечатление, что остальное тело скрыто за стеной.

Проект следующей капеллы, посвященной святому Иоанну Капистрану , также подготовил Карло Фонтана. Здесь для колонн использован черный и розовый мрамор, а также, возможно, красная яшма. Алтарная композиция изображает осаду Белграда в 1456 году (османские войска тогда удалось победить благодаря помощи католической церкви и особенно францисканца Капистрана, проповедовавшего крестовый поход против турок). Фрески, выполненные Доменико Муратори (Domenico Muratori ) (1725), посвящены эпизодам из жизни Иоанна Капистрана (;).

Стены соседней капеллы Святого Семейства украшены фресками Пассери (Giuseppe Passeri ) «Сон св. Иосифа» и «Бегство в Египет», а алтарь кисти Стефано Леньяни (Stefano Legnani ) изображает Святое Семейство с Богом Отцом (1685). Под алтарем - стеклянная рака с мощами святой Леонтии (S anta Leonzia ) (восковая фигура).

Особенно красива капелла Петра Алькантрийского , она же капелла Роспильози-Паллавичини (Cappella Rospigliosi-Pallavicini ), расположенная в правом рукаве трансепта. Это настоящее буйство барочного декора: разноцветного мрамора, лепнины и позолоты. Как ни парадоксально, посвящена она монаху-францисканцу, инициировавшему в ордене аскетическую реформу. Петр Алькантрийский ратовал за абсолютную бедность и строжайшее соблюдение устава (известно, что его монахи ходили босиком). Так что святой, вероятно, был бы шокирован, увидев эту капеллу.

Архитекторами капеллы выступили Людовико Сасси (Ludovico Rusconi Sassi ) и Никола Микетти (Nicola Michetti ), которого мы хорошо знаем по работам в Петергофе (источник фото: ).

Алтарное полотно кисти Джузеппе Кьяри (Giuseppe Chiari ) «Св. Петр Алькантрийский и Паскуаль Байлон» обрамлено коринфскими колоннами из зеленого мрамора с позолоченными бронзовыми капителями. Выше располагается разорванный фронтон и фигуры ангелов, парящих среди облаков (источник фото: ).

Купол капеллы богато украшен лепниной и позолотой. На парусах Джузеппе Кьяри изобразил аллегории четырех добродетелей (источник фото: ).

Полюбуемся теперь выразительными барочными надгробиями на боковых стенах капеллы. Оба монумента являются работой известного скульптора Джузеппе Маццуоли .

Каждый памятник состоит из черного мраморного саркофага на постаменте с эпитафией. Саркофаг обрамляют беломраморные аллегорические фигуры, а наверху в овалах помещены бюсты усопших, которые охраняет бронзовый скелет с позолоченными крыльями.


Надгробие с левой стороны создано в 1714 году для братьев Ладзаро и Стефано Паллавичини (Lazzaro e Stefano Pallavicini ). Скульптуры изображают Мужество и Справедливость. Надгробие на правой стене датируется 1713 годом и выполнено для Джованни Баттиста Роспильози и его жены Марии Камиллы (дочери Стефано Паллавичини) (Maria Camilla e Giovanni Battista Rospigliosi ) . Женские фигуры в данном случае олицетворяют Любовь и Благоразумие.

Бюсты выполнены самим Джузеппе Маццуоли, а скелеты - Микеле Гарофолино (Michele Garofolino ) .

Левый боковой неф. «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» Бернини

Симметрично капелле Роспильози-Паллавичини , в левом рукаве трансепта, расположена другая примечательная капелла - капелла Палуцци-Альбертони (Cappella Paluzzi-Albertoni ), или капелла Альтьери (Cappella Altieri ), посвященная святой Анне. Именно здесь можно увидеть главную достопримечательность церкви Сан-Франческо-а-Рипа - позднее творение великого мастера Бернини «Экстаз блаженной Людовики Альбертони» (Estasi della beata Ludovica Albertoni ) (1674).

Римская аристократка Людовика Альбертони (Ludovica Albertoni ) (1473/1474-1533) жила в районе Трастевере , недалеко от этой церкви, и часто приходила сюда молиться (;). Овдовев в возрасте 32 лет, она отказалась от своего огромного состояния и стала терциарием францисканского ордена (то есть приняла обеты, хотя и оставалась мирянкой). Людовика много заботилась о бедных, а также прославилась религиозными экстазами и чудесами.

В 1671 году благочестивую римлянку официально признали блаженной, а еще через три года ее образ увековечил 76-летний Джованни Лоренцо Бернини . Это его последняя полностью самостоятельная работа (;).

Скульптура была создана в правление папы Климента X (Эмилио Альтьери), который, собственно, и провозгласил Людовику блаженной. Ее потомок, (приемный) папский кардинал-племянник Палуццо Палуцци Альтьери дельи Альбертони (Paluzzo Paluzzi Altieri degli Albertoni ), поручил Бернини обновить семейную капеллу, где была захоронена Людовика.

Беломраморная скульптура изображает блаженную Людовику Альбертони в состоянии религиозного экстаза (по другой версии - в момент смерти, чему, однако, не соответствуют ее юные черты; впрочем, здесь не исключена идеализация) (;;;). Она возлежит на ложе в спутанных одеждах, голова отброшена на вышитую подушку. Покрывало саркофага, выполненное из красноватого мрамора с белыми прожилками, вздымается волнами. Скульптору нравилось демонстрировать свой мощный талант, создавая из мрамора такие сложные, трепещущие драпировки. Статуя является вариацией более известного шедевра Бернини - «Экстаз святой Терезы», который хранится в римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория.

Театральность образа подчеркивается умелым освещением (свет льется из невидимых зрителю боковых окон) и эффектным расположением фигуры в узкой нише над красным яшмовым алтарем. Фрески на стенах изображают святую Клару и блаженную Людовику Альбертони (портрет создан ок. 1540 года). Алтарное полотно «Богоматерь с младенцем и святой Анной» написал известный художник эпохи барокко Бачиччио (Giovan Battista Gaulli detto il Baciccio ) (1675). Композицию окружают белые головки путти и позолоченная лепнина (обратите внимание на плоды граната - символ воскресения и бессмертия, а также милосердия и сострадательной любви).

Рядом, в левом боковом нефе, находится капелла Архангела Михаила , она же капелла Маттеи (cappella Mattei ), с копией известной работы Гвидо Рени «Архангел Михаил, побивающий сатану», оригинал которой можно увидеть в римской церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе. На стенах - эпитафии с бюстами кардинала Орацио Маттеи (Orazio Mattei ) (1687) и Лауры Франжипани (Laura Frangipani ) (1637). Под алтарем помещены мощи популярного в Риме францисканского святого Карло да Сецце , жившего как раз в районе Трастевере . Чудесам Карло да Сецце посвящены фрески в люнетах, созданные в XIX веке. Один из сюжетов повествует о том, как во время мессы святой был ранен в сердце лучом, исходившим от Святых Даров (;). Эта глубокая рана осталась, как утверждается, до конца дней . Стоит упомянуть, что при церкви сейчас работает небольшой музей Карло да Сецце.

Светлый купол украшен лепными орнаментами в виде завитков (источник фото: ).

В соседней капелле Благовещения можно увидеть алтарное полотно кисти известного маньериста Франческо Сальвиати (Francesco Salviati ) (1532).

Фрески купола созданы представителем позднего маньеризма Джованни Баттиста Риччи (Giovanni Battista Ricci detto il Navarro ). Центральная композиция изображает Бога Отца, в парусах представлены четыре евангелиста, а в люнетах - сивиллы.


Последняя (она же ближайшая ко входу) капелла с левой стороны посвящена Непорочному Зачатию Девы Марии (Immacolata Concezione ). Обрамленное зелеными коринфскими колоннами алтарное полотно написал знаменитый фламандский художник XVI века Мартин де Вос (Marten De Vos ) (1555).

На левой стене - картина «Рождество Девы Марии» кисти известного французского живописца Симона Вуэ (Simon Vouet ) (1620).

В парусах свода помещены изображения четырех добродетелей.

Надгробия западной стены

На западной стене, по бокам от входа, находятся надгробные памятники Томмазо Раджи (Tommaso Raggi ) (1628) и его жене (1672), приписываемые скульптору эпохи барокко Джироламо Лученти (Girolamo Lucenti ).

Мемориальная капелла Кирико

В капелле Непорочного Зачатия имеются две небольшие двери по сторонам от алтаря, ведущие в мемориальную капеллу с могилой знаменитого итальянского художника, основателя метафизической школы живописи Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico ) (1888-1978).

Останки художника были перенесены сюда с кладбища Кампо Верано в 1992 году. Похоронить Кирико именно в этой церкви решила его вдова Изабелла Паксвер, большая почитательница святого Франциска .

На скромной эпитафии - надпись: Giorgio De Chirico, Pictor Optimus . Здесь же выставлены три произведения Кирико, подаренные его вдовой: «Автопортрет», «Портрет жены» и «Христос, падающий под тяжестью креста». На последней картине обратите внимание на изображение святого Франциска в правом нижнем углу. Эта крупноформатная работа считается наиболее значительным произведением Кирико на религиозную тематику .

Заметим, что итальянцы произносят фамилию Кирико с ударением на первый слог.

Посетить капеллу Кирико можно только с гидом.

Келья святого Франциска

Одной из святынь церкви Сан-Франческо-а-Рипа является расположенная на втором этаже келья святого Франциска Ассизского (Santuario di San Francesco/Stanza di San Francesco/Cella di San Francesco ), которую можно посетить по запросу.

Надпись над входом в келью повествует о том, как святой Франциск явился во сне кардиналу Монтальто (Alessandro Damasceni Peretti, cardinal di Montalto ) с просьбой спасти его последнее римское убежище от разрушения (дело было в XVII веке, во время реконструкции, первый проект которой предполагал уничтожение кельи) (;;). (Келью удалось спасти, но, к сожалению, святой не вступился за фрески Пьетро Каваллини, и их реконструкция не пощадила).

В 1603 году первоначальная келья, где жил святой, была расширена, а в конце XVII века ее оформили в стиле барокко ореховыми панелями работы францисканца Бернардино да Ези (Bernardino da Jesi ). Над алтарем находится изображение святого - созданная в XII-XIV веке копия реального портрета, написанного при жизни Франциска Ассизского или вскоре после его смерти художником Маргаритоне д’Ареццо (Margaritone d’Arezzo ) (;). Оригинал хранится в Пинакотеке Ватикана (источник фото: ).

В 1708 году деревянные панели вокруг алтаря были превращены в реликварий, в котором содержатся сотни мощей различных францисканских святых. Хитроумный механизм открывает боковые дверцы, обнаруживая серебряные раки (источник фото: ).

На правой стене можно заметить закрытую решеткой нишу, в которой находится самый любопытный объект кельи - камень, который, как говорят, служил святому Франциску подушкой («SASSO DOVE POSAVA IL CAPO IL SERAFICO PADRE SAN FRANCESCO ») (;). Судя по отзывам, посетителям даже позволяют к ней прикоснуться (источник фото: ).

Церковь Сан Франческо в Ассизи является главным храмом католического ордена францисканцев и одной из шести больших базилик католической церкви. Главной достопримечательностью церкви считается цикл фресок, выполненный в 13 веке на сюжеты из жития святого Франциска. Авторство этого творения приписывают великому Джотто и его ученикам. Вместе с расположенным неподалеку монастырем Сакро Конвенто базилика Сан Франческо внесена в список объектов Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО.

Двухэтажная церковь была построена в 13 веке. Ее верхний ярус традиционно принято называть Верхней церковью: он представляет собой видимую часть строения, стоящую на холме. А так называемая Нижняя церковь спрятана в толще холма и среди рядовой застройки монастыря, на глазах у публики только южный готический портал, обращенный к площади Сан Франческо. Площадей, кстати, тоже две – на Верхней площади Сан Франческо, покрытой газоном, находится вход в Верхнюю церковь.

Оба яруса выполнены в виде однонефных базилик с трансептом, но в нижнем расположено еще множество часовен и крипт. Оттуда можно спуститься в самую главную крипту церкви, в которой покоятся останки самого святого Франциска Ассизского. Рядом с южным фасадом здания стоит колокольня высотой в 60 метров.

Что касается внутреннего убранства церкви, то два ее яруса значительно различаются. Нижняя церковь, погруженная в легкий полумрак, напоминает традиционные древнеримские крипты. А вот просторная Верхняя, наоборот, выражает в себе новые эстетические ценности, которые впоследствии распространятся по всей Италии. Интересно, что, несмотря на популярность готического стиля в архитектуре 13-го века, строители Сан Франческо, по-видимому, сознательно отказались от его доминирования. Во внешнем облике церкви слились черты французской готики и романского стиля.

Возведение базилики Сан Франческо и монастыря Сакро Конвенто началось в 1228 году, сразу после канонизации святого Франциска. Для этого было выбрано необычное место – так называемый Адский холм, на котором когда-то казнили преступников. Однако когда этот холм выбрал сам Франциск Ассизский для упокоения, он стал называться Райским. Нижняя церковь была завершена уже в 1230 году – туда сразу же поместили тело основателя ордена. Верхняя же церковь, над украшением которой работали лучшие мастера своего времени, в том числе Джотто и Чимабуэ, строилась гораздо дольше – до 1253 года. В 1288 году вся базилика получила статус папской церкви.

Уже в наше время, в 1997 году, во время сильного землетрясения в Умбрии церковь Сан Франческо получила серьезные повреждения, а под обломками погибли четыре человека. Некоторые фрески были уничтожены, и для их восстановления потребовалось около 2 миллионов евро и титаническая работа. Реставраторы собрали по фрагментам свыше 180 кв.м. настенных росписей, однако полностью их воссоздать не представляется возможным.

Рядом с церковью Сан Франческо стоит монастырь Сакро Конвенто, примечательный своими внушительными стенами с 53 романскими арками. Он возвышается над лежащей внизу долиной, создавая впечатление мощной крепости. Монастырь был построен из розового и белого камня. Уже в 1230 году в нем появились первые монахи. Поскольку здание строилось на протяжении длительного времени, в нем также смешались черты разных архитектурных стилей – романского и готического. Сегодня здесь размещается большая библиотека с собранием средневековых текстов и музей, в котором хранятся произведения искусства, подаренные паломниками.